Учимся успешному чтению

Открываем новую страницу 


"Учимся успешному чтению"








Сходство и различие народных и литературных сказок

СХОДСТВО



Народная сказка


Литературная сказка

Сюжет
Вымышленные события.

Вымышленные события.
Часто встречающаяся тема
Противостояние добра и зла.
Противостояние добра и зла.

Литературные обороты и выражения

Троекратные повторы, эпитеты.  
Троекратные повторы, эпитеты.  
Герои сказки
Деление героев на положительных и отрицательных.

Деление героев на положительных и отрицательных.
Второстепенные герои
Волшебные вещи и помощники.

Волшебные вещи и помощники.
Основа сказки
Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)


РАЗЛИЧИЕ



Народная сказка


Литературная сказка

Автор
Нет одного автора, писалась целыми поколениями.


Конкретный человек.
Текст
Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.
Литературное описание
Простое, с использованием общепринятых эпитетов.

Бывает сложное, детальное, неповторимое.
Композиционные элементы
Присказка, зачин, концовка.
Может не иметь традиционных элементов.






Советую прочитать









Как написать отзыв о книге (произведении) 


         Для начала нужно определиться, что такое отзыв и для чего он пишется. 


Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее. 

Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение. 


Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое содержит: 

 1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования. 

2 . Тезис «Почему эта книга может помочь» - мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса. 

 3. Вывод - общая оценка книги. 


      Рассмотрим данные пункты более подробно. 

1. В начале нужно указать имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в книге. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования. 


2. В основной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Ребенок рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги взволновали его. Он восхищается положительными качествами людей - их добротой, храбростью, и выражает свое презрение к отрицательным персонажам, возмущаясь их подлостью, лживостью, трусостью. Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни. 

 

3. В отзыве обязательно должна быть дана оценка книге. Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем размышлял после прочтения книги, чему книга научила. Может быть, ребенок захотел перечитать эту книгу ещё раз, пусть напишет почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги и привести в пример понравившийся отрывок. 


Ниже приведены примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом. 

О чём эта книга? 

Какова тема и основная мысль произведения? 

Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? 

Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? 

Понравилась ли книга? Чем? 

Кто из героев особенно понравился? Почему? 

С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему? 

Где и в какое время происходили события, описанные в книге? 

 О чём ты размышлял после прочтения книги? 

Что тебе запомнилось, что показалось необычным? 

Чем обогатила тебя книга? 

Над какими вопросами она заставила задуматься? 

Чему научила тебя эта книга? 


Пример отзыва о книге. 

Автор: Борис Полевой Название: "Повесть о настоящем человеке" 


          Это история о простом советском лётчике. События происходят во время Великой Отечественной войны. Прототипом героя книги стал реальный человек, советский лётчик-ас Алексей Маресьев. Автор книги немного изменил фамилию своего героя. Самолёт Алексея Мересьева сбивают фашисты, и раненый лётчик оказывается один в зимнем лесу. Без пищи, без крыши, раненому летчику приходится ползти по снегу три недели… О том, что он совершает подвиг, Алексей не знал и не думал. Он просто боролся из последних сил и хотел жить! Раненого летчика нашёл мальчишка. В госпитале Алексею пришлось ампутировать обе ноги, так как началась гангрена. Много боли и лишений вынес этот человек. Никто не верил, что после всего этого он будет ходить, а он не только начал ходить, но и вернулся к профессии летчика. Для меня герой этой книги – самый настоящий человек. Он мог погибнуть, если бы не мужество и любовь к жизни. Советую прочитать эту книгу всем, кто оказался в тяжелой безвыходной ситуации. Вы поймете, что безвыходных ситуаций не бывает, главное, не терять надежду и силу духа. А еще советую прочитать ее всем мальчишкам! Я считаю, что именно такие герои, как Алексей Мересьев, должны служить для них примером, а не вымышленные герои комиксов: Человек-Паук и Бэтмен. 


Источник: http://www.detstvoland.ru/




О маленькой разведчице в большой войне. Надя Богданова.

Здравствуйте, читатели и гости блога!  20-30 лет назад школьники знали имена пионеров-героев наизусть. Называли в их честь пионерские отряды и дружины, сочиняли про них песни и стихи, рисовали стенгазеты с описаниями их подвигов. Это были дети-легенды, примеры для подражания, которые нужны любому обычному ребенку. Они не были вымышленными героями и не являлись плодом чьей-то фантазии. Их жизни были оборваны, изуродованы не щадящей никого войной. Сегодня хочу предложить материал о Наде Богдановой.


 
Читайте подробнее: http://bibl-140.blogspot.ru/2018/05/blog-post.html

Про умельцев в книгах Бориса Степановича Житкова



11 сентября  исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Степановича Житкова.
               «Именно такого бывалого человека, «умельца», влюблённого в путешествие, в механику, в технику и сочетавшего эту любовь с талантом большого художника, не хватало детской литературе». ( К.И. Чуковский)

Борис Степанович Житков был человеком удивительной судьбы, сильной воли и незаурядного характера. Необычайно широкий круг его интересов и настойчивость в достижении результатов обусловили мастерство, которого он добивался в самых различных областях человеческих знаний. Окончив естественный факультет Одесского университета, он стал биологом, возглавил экспедицию по изучению флоры и фауны Енисея. Желая глубже изучить судостроение, окончил кораблестроительный факультет Петербургско-го политехнического института. Много плавал, был направлен в Англию для приемки двигателей по заказу России, строил корабли на верфях Николаева, работал инженером в Одесском порту. 
С гимназических лет он воспитывал требовательность к себе и самодисциплину. Это помогло ему достичь совершенства в делах, которые его увлекали: полюбив море, он изучил навигацию и еще подростком получил диплом штурмана. Занявшись фотографией, стал обладателем первой премии на столичной выставке. Он был хорошим столяром, отличным стрелком, сбивавшим пулей влет перепелов. Житков знал языки, любил играть на скрипке — ещё мальчишкой, когда он шел на урок, чехол со скрипкой вслед за ним несла в зубах выдрессированная собака, дожидавшаяся у дверей окончания занятий.
Интеллигент с руками мастерового, он пришел в литературу уже немолодым, бывалым человеком. Первый его рассказ напечатали, когда ему уже было 42 года. Жесткая дисциплина в творческом труде в сочетании с талантом помогли ему за 15 лет работы в литературе выпустить фантастическое количество книг — около полусотни! Богатый житейский опыт сочетался у Бориса Житкова с разносторонними знаниями и с редким даром повествователя-импровизатора. Мировую известность ему принесли книги для 
детей.                                           
                 «Невозможно, чтобы было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно»  (Б.С. Житков)
Борис Степанович Житков справедливо считается зачинателем научно-познавательной литературы для детей. Недаром В.Б. Бианки писал о нем: «Друг лю­дям, и, прежде всего, маленьким, <...> Б.С. Житков рассказал... в своих книжках, как сделать звонок, шалаш, лук, модель маленького судна, парохода, буера, ка­тамарана, планера, самолёта; как одеть куклу, как скорее и лучше научиться плавать, стрелять из винтовки, овладеть топором и другими инструментами, как смастерить змея и ещё тысячу забавных, интересных и полезных вещей.
 
 Он рас­сказал им о людях разных профессий и рассказал так, что передал детям своё ув­лечение, всё восхищение трудом людей и людьми труда».
Рассказы о том, «как люди работают», об изобретениях, ремеслах, о проис­хождении окружающих человека вещей написаны так, чтобы у юного человека «руки и мозги зачесались» и захотелось побольше узнать обо всем, самому сде­лать что-то нужное. Вот рассказ «Плотник».
  «Как вы думаете, откуда произошло это слово — “плотник”. От “плот”. Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. Это первое судно у людей было». И начинается увлекательный рассказ о плотах, катамаранах, сингалезских плотниках.



Что такое эфиопское радио, живой телеграф, семафорная азбука, азбука Мор­зе, как построить избу-дворец — обо всем можно узнать из книг Бориса Степано­вича Житкова.
 
«Свет от огня»
 
А книголюбам будет очень интересно прочесть книжку Житкова «Про эту кни­гу». Там занятно изложена история техники книгопечатания — до той поры, как книга «Про эту книгу» вышла в свет, то есть до 1931 года. Многое изменилось, а многое осталось прежним. «Было время, что люди сидели и по-печатному гуси­ным пером выписывали толщенные книги. Годами писали. Целый день человек сидит и лепит букву к букве. Доходит до новой главы и тут уж на радостях началь­ную букву завернет такую — что загляденье: и завитки, и шарики, и стрелки. Да еще красной краски подпустит».

КРОССВОРД
 По вертикали впишите название рассказа  или недостающее слово названия рассказа Бориса Житкова, про то, как:
1 и 2. Как приручили бездомное животное («Беспризорная кошка»).
3 и 4. Сборник рассказов о том, какие случаи бывают на море («Морские истории»).
5 и 6. Как на корабле жил леопард ( «Сию минуту-с»)
7. Про эфиопское радио, семафорную азбуку и беспроволочный телеграф («Телеграмма»).
8. Про зверя-боксёра («Кенгура»).
9 и 10. Про сильное животное, которое может носить огромные брёвна («Про слона»).
11. О том, как одно милое животное никто не хотел держать дома, рассказ «Про… (обезьянку).
12. Как мощная машина спасает замерзающие во льдах пароходы («Ледоколы»).
13. Как к хозяину на двор пожаловал страшный зубастый … («Волк»)
14. Как от слова «плот» произошло название профессии («Плотник»).
15. Про вынужденное путешествие одного мальчика («Джарылгач»).
16. Про то, «Есть ли… на Марсе» (жизнь).
17. Про 10 копеек («Гривенник»).
18. и19. Про то, как собаки спасли хозяина «… и …» («Охотник и собаки»).
20. Про то, как по вине механика на пароходе случился пожар, «Механик…»(Салерно).
21. Про то, «Как я ловил…» (человечков)


 
Читайте также:



Герои из детства. Внимание, конкурсы!





Дорогие друзья!
 «Учительская газета» объявила новый всероссийский творческий конкурс «Самуил Маршак: стихи нашего детства», посвященный 130‑летию замечательного поэта.

Конкурс проводится в трех номинациях:
1) лучший видеоролик на тему «Любимое стихотворение Маршака» с чтением произведений (отрывков из них) поэта. В нем может участвовать как один, так и несколько человек (не более 5 минут);
2) лучший пост (серия постов) в соцсети на тему «За что я люблю Маршака» с иллюстративным рядом;
3) лучший сценарий литературного квеста по творчеству Самуила Маршака (он может включать викторину на знание биографии и творчества поэта, задания, конкурсы, загадки и т.д.).

Еще один всероссийский творческий конкурс «Астрид Линдгрен: посвящается всем малышам», приуроченный к 110‑летию великой сказочницы, также включает три номинации:
1) лучший буктрейлер к любимой книге Астрид Линдгрен;
2) лучший пост (серия постов) в соцсети на тему «Самый актуальный герой (герои) Астрид Линдгрен сегодня» с иллюстративным рядом;
3) лучший рисунок на тему «Мой любимый герой (герои) Астрид Линдгрен».
Работы в первой и второй номинациях обоих конкурсов принимаются исключительно в виде ссылок на электронные ресурсы, где они размещены. Сценарии квеста и рисунки высылаются по электронной почте прикрепленными файлами.
К участию в обоих конкурсах допускаются школьники всех классов, учителя и библиотекари; студенты, аспиранты, а также преподаватели системы СПО, высших учебных заведений и педагоги дополнительного образования.Внимание: обязательное условие для участия в конкурсах - подписка на «Учительскую газету». Подписка может быть электронной, индивидуальной или школьной, но это обязательно должна быть учебная организация, в которой работает или учится конкурсант.
Работы (а также ссылки на файлы и ресурсы) на оба конкурса принимаются по адресу: konkursy.ug@yandex.ru до 1 декабря 2017 года. Не забудьте указать в теме письма название конкурса и фамилию участника(ов). Итоги будут подведены и опубликованы до 1 января 2018 года. Подробнее об условиях читайте на www.ug.ru в разделе «Конкурсы».
Все участники получат сертификаты участников всероссийского конкурса, а победители - дипломы и призы от редакции и партнеров конкурса.




Источник: «Учительская газета» - 2017, №21.



Начинается лето. Литературный марафон на информационно-обоазовательном портале «Живи, книга!»


Добрый день, дорогие читатели и гости блога!
Предлагаю познакомиться с порталом «Живи, книга!».Портал создан в рамках реализации инновационного проекта "Библиотека без границ", разработанного МОУ "Центр образования" п.г.т.Пангоды Надымского района ЯНАО. В течение лета на портале марафона будут проводиться викторины и конкурсы по прочитанным книгам. Не пропустите! Победителей ждут призы!
В сентябре вас ждёт квест "По страницам книг, прочитанных летом". Не теряем времени и приступаем к чтению!
На портале открыта
 онлайн библиотекаПостепенно она будет пополняться все новыми и новыми книгами.
Своими впечатлениями о прочитанных книгах не забывайте делиться на
 форуме.

Литературный марафон "Лето 2017" проводит творческая группа учителей начальных классов МОУ "Центр образования". (Репост с портала)

Порядок и форма проведения литературного марафона "Лето 2017"

1.      Литературный марафон “Лето 2017” (далее - Марафон) проводится в рамках реализации инновационного проекта “Библиотека без границ”.
2.      Марафон приурочен к летним каникулам школьников.
3.      Организатором Марафона является МОУ “Центр образования”.
4.      Марафон проводится с целью повышения интереса к чтению, формирования и развития читательской культуры младших школьников через применение метода проекта и сетевое взаимодействие.
1.      Задачами Марафона являются:
·         Объединение усилий семьи и школы в поддержке и продвижении детского и подросткового чтения.
6.      Участниками Марафона могут стать младшие школьники образовательных организаций РФ, поддерживающие цели и задачи мероприятия.
7.      Марафон проводится в очной форме с использованием дистанционных технологий.
8.      Марафон проводится с 31 мая по 30 сентября 2017 года.
9.      Квилт проходит в 4 этапа:
·         Первый этап - с 31 мая по 31 августа 2017 года - участники самостоятельно читают произведения, рекомендованные для чтения летом первоклассникам https://goo.gl/RM0I3xвтороклассникамhttps://goo.gl/Z8vg9Iтретьеклассникам https://goo.gl/dzPKxZ ичетвероклассникам https://goo.gl/omehLGведут читательский дневник в бумажном или электронном виде, используя шаблон дневникапринимают участие в онлайн викторинах и конкурсах по содержанию прочитанных книг на нашем портале.
·         Второй этап - с 01 по 10 сентября 2017 года - участники презентуют одноклассникам свои читательские дневники на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельности. Лучший (лучшие) читательские дневники готовятся к участию в конкурсе “Лучший читатель лета 2017”. Координаторы подают заявку на участие обучающихся в конкурсе “Лучший читатель лета 2017”, заполняя заявку.
·         Третий этап - с 11 по 25 сентября 2017 года - победители внутриклассных смотров читательских дневников принимают участие в конкурсе “Лучший читатель лета 2017”, классные коллективы по параллелям принимают участие в квесте “Книги прочитанные летом”.
·         Четвёртый этап - с 25 по 30 сентября 2017 года - организаторы подводят итоги Марафона, определяют победители в номинациях:
·         “Лучший читатель лета 2017” (участник, прочитавший большее количество произведений);
·         “Лучшее оформление читательского дневника” (участник, представивший самый лучший читательский дневник);
·         “Самый активный участник литературного марафона “Лето 2017” (участник, принявший участие в большем количестве мероприятий, проводимых в рамках Марафона);
·         “Самый читающий класс лета 2017” (класс - победитель квеста “Книги прочитанные летом”).
Организаторы оставляют за собой право дополнить список номинаций.

10.             Диплом победителя литературного марафона получает участник, набравший большее количество баллов в каждой номинации. Один и тот же участник может быть победителем в разных номинациях.
11. Очным участника Диплом победителя вручается при подведении итогов Марафона в печатном виде. Участникам, принимающим участие в дистанционном режиме диплом высылается в электронном виде на адрес, указанный при регистрации в Марафоне.
12. Сертификат участника Марафона получает участник, принявший участие не менее, чем в одном мероприятии, проводимом в рамках Марафона.
13. Сертификат высылается в электронном виде на адрес координатора участника, указанный при регистрации в Марафоне.
14.  Информация об итогах Марафона размещается на  информационно-образовательном портале “Живи, книга!” http://zhivikniga.blogspot.ru/на официальном сайте организатора Марафона http://pangmousoh2.3dn.ru/ , в СМИ.
 Интересного вам литературного лета!

«О времени и о себе». Читаем на каникулах

Этими словами Маяковского подростки могли бы ответить на вопрос «О ЧЁМ ТЫ ДУМАЕШЬ?», КОТОРЫЙ РОДИТЕЛИ ЗАДАЮТ ДОВОЛЬНО ЧАСТО.
 Правда, подразумевают не интерес к тому, чем на данный момент занята голова их ребёнка, а очередное недовольство: пришёл поздно, бросил музыкальную школу, постоянно торчит в Интернете… да мало ли поводов! В общем, о чём он думает?

Здравствуйте, дорогие друзья! Так начинается анонс книг, который предлагает для чтения подросткам журнал «Здоровье школьника». Этот журнал плохого не посоветует!  Давайте познакомимся с этими книгами! 
О времени
Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее.
Главная героиня книги Оля Воробьёва живёт в 2018 году, в знакомом всем современным детям мире гаджетов и социальных сетей. Здесь каждому проще сдать письменный текст, чем произнести что-то  у доски, и предстоящий устный экзамен ввергает Олю, как и её одноклассников, в панику: « И тут я поняла, что никогда в жизни не сдам этот экзамен. Я помню параграф учебника, я помню вопросы в конце…,  помню, что в первом вопросе правильный ответ первый, а третий вопрос самый сложный, и там правильного ответа нет, нужно поставить галочку в клеточке «нет верного ответа». Но я вообще не помню, о чём там речь!
А живущий в 1980 году Витя Шевченко узнаёт, что его одноклассника и лучшего друга Женьку Архипова собираются исключить из пионеров – за то, что принёс в школу испечённый бабушкой кулич. Витя – председатель совета отряда, и именно ему предстоит проводить злополучный сбор.
От переживаний Оля и Витя заболевают… и меняются местами: Оля оказывается в 1980 году, а Витя попадает в будущее. Теперь им предстоит не только адаптироваться к непривычной обстановке, но и совершать поступки, важные в любое время, - помогать другим, не предавать, делать правильный вывод.
О подвигах
Аромштам М. Когда отдыхают ангелы
Одна из главных родительских претензий – ребёнок не читает. А если читает, то всякую, с точки зрения мам и пап, ерунду вроде «Гарри Поттера» и его многочисленных клонов. Но там же приключения. А приключения и подвиги – вовсе не ерунда, и мечта о них – важный этап взросления, это вам любой психолог скажет. Школьница Алина, от лица которой идёт рассказ в книге «Когда отдыхают ангелы», говорит о своей учительнице Маргарите Семёновне – Марсём. Детям нужны подвиги – Марсём это понимает:»Если бы у них была возможность совершить подвиг в выдуманной жизни! В выдуманной, но чтобы была почти как настоящая. Будто ты уснул, а потом  очнулся – с подвигом внутри. И дальше бы с этим жил. А это героическое внутри – оно как гарантия человеческого качества, даже если жизнь вокруг будет нормальная и не потребуется действительно умирать…» И вот в походе мальчишки смело отправляются в логово Чёрного Дракона, чтобы защитить девочек. Дракон, конечно, не настоящий, но все об этом как-то забывают. И мальчики чувствуют себя прекрасными принцами,  спасшими принцесс, а девочкам приятно, что их одноклассники – такие храбрые и благородные… Потом происходит множество событий в жизни самой Алины, и в классе. Но однажды кто-то из принцев забывает о благородстве и совершает подлость. Кто? И как теперь быть всем остальным?
Об окружающих

Дашевская Н. Я не тормоз.
Все вокруг какие-то не такие – и сверстники, и взрослые. Так кажется Игнату Волкову – 13 летнему герои этой повести. Учителя постоянно путают и называют его Зайцевы, а одноклассники также постоянно над этим смеются, мама считает, что Игнат всё время слишком торопится.
А он не торопится, он просто так живёт – быстро. Ест быстро, вторую половину задачи успевает решить в уме, пока пишет на доске первое действие, и даже по городу предпочитает передвигаться не пешком, а на самокате или на роликах. В остальном он обычный подросток: неуклюжий, всё роняет, всё теряет, недоволен своей внешностью. И друзей у Игната нет: Они все какие-то слишком медленные, не догоняют меня. Рассказывают там чего-то… Я уже давно всё понял! А они объясняют, объясняют… так медленно! Они думают, я что, тупой?!» Однажды Игнат покупает блокнот и начинает записывать свои мысли, только не делится ими ни с кем – всё равно «не догоняют».
А мы вместе с Игнатом видим, как он взрослеет. И как оказывается, что и друг настоящий у него есть, и вообще все вокруг – не такие «тормоза», как ему казалось раньше…

Все эти книги родителям и детям лучше прочитать вместе – во-первых, чтобы лучше понимать друг друга, а во-вторых, просто потому, что они, действительно, интересные.



Оксана Бокова, 15.03.2017  0

18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст?

Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста. 

Чтение без понимания

Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.
Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.
Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.

Традиционные упражнения на понимание текста

Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:
  • найти в незнакомые слова и узнать их значение;
  • озаглавить текст, разделить его на абзацы;
  • составить план;
  • выделить основную мысль и тему текста;
  • найти в тексте описание природы или героя;
  • ответить на вопросы по тексту.
Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но  при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.

Упражнения для работы со словом и предложением

На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды. 
Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться  такими способами:
  • Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
  • Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
  • Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.
  • Соединение начала и конца предложения.
  • Распространение предложений.
  • Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых "несуразиц".
  • Составление рассказа или предложения по ключевым словам.

Упражнения на понимание и осмысление всего текста

Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:
  • Восстановление логической последовательности текста  (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).
  • Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).
  • Определение содержания текста по иллюстрациям.
  • Подбор иллюстрации к тексту.
  • Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события  в этом случае).
  • Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  • Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).
  • Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.
  • Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").
  •  Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.
  • Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).

Что дают ученикам такие упражнения?

В результате систематического использования подобных упражнений на уроках  ученики могут научиться:
  • воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
  • находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
  • с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
  • видеть текстовые "сигналы" —  ключевые слова, образы;
  • читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
  • осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
  • размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
  • при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т.д.
Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.
Об авторе: Бокова Оксана Александровна, к.ф.н., филолог, учитель английского языка.


Страницы дневника читателя

Можно расчертить свою тетрадь 
или купить в магазине, например, 
в магазине союзпечати "Сорока"



Страницу по произведению К.Чуковского "Приключение Бибигона" оформляем уже в дневник чтения. 
Произведения к игре Лукоморье тоже.

"Кто ходит в гости по утрам?" 

Алану Милну - 135 лет со дня рождения




 Известно — “кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро”. Но оказывается, тот, кто каждый день читает «Винни-Пуха», поступает еще мудрее. 
Потому что, читая, он может:

   улыбнуться;

   рассмеяться

   погрустить

   разгадать тайну

   испугаться

   поразмыслить

и каждый день иметь отличное настроение.            Эта удивительная книга родилась в 1926 году. Ее “родителем” был писатель и драматург Алан Милн, которому 18 января исполнилось 135 лет со дня рождения.

19 КНИГ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ ШКОЛЬНИКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

    Мы решили рассказать о наших любимых детских книгах. Часть из них мы перечитываем спустя много лет, поэтому советуем их не только детям, но и взрослым.
    Мы решили напомнить всем, как здорово проводить время за чтением хорошей книги. Если вы не знаете, какую книгу прямо сейчас взять с полки, или собираетесь посетить библиотеку, прочитайте наш список. В нем точно есть несколько книг, которые придутся вам по душе.


              


Правила чтения для учащихся

Ø Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
Ø Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
Ø Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Ø Читай вслух, и не торопясь. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Ø Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Ø Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Ø Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Ø Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
Ø Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Ø Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя



10 секретов успешного чтения

Хочешь улучшить сон? Увеличить словарный запас? Расширить кругозор? Развить память? Избавиться от стресса? Тогда – ЧИТАЙ! Но как сделать чтение успешным, интересным и полезным?
Чтение важно, ведь когда люди перестают читать, они перестают мыслить. Предлагаю 10 простых способов чтения молчаливых друзей человечества.

Выдели время для чтения

Выбери лучшее время для чтения: утро, день, вечер – как тебе удобно. Главное – чтобы было тихо и мозг мог воспринимать полученную информацию.

Напиши список книг, которые хочешь прочитать

Это вдохновляет на чтение, ведь ты видишь четкую цель перед собой и список будущих знаний. Запиши также название книг, которые уже прочитал. Пополняй свой список постоянно. Это будет подпитывать твое желание читать.

Бери всегда с собой книгу

Пусть книга всегда сопровождает тебя. Ведь у человека за день появляется свободное время в виде очередей, ожидания автобуса или обеда в кафе. Факт в том, что у нас всегда есть 5 минут свободного времени.

Электронные устройства в помощь!

С развитием современных технологий, появилась масса возможностей для удобного чтения и даже слушания книг. Электронные книги, планшетки, смартфоны, ноутбуки, мп3 плееры, чего только нет. Они позволят тебе не только делать пометки, делиться цитатами, но и получать информацию в переполненном транспорте, в супермаркете во время закупки или в спортзале во время тренировок.

Не распыляйся

Лучше всего сконцентрироваться на одной конкретной книге. Чтение нескольких книг сразу выглядит заманчиво, но если взять одну конкретную книгу и «сгрызть», то будет больше пользы от нее. Ведь у тебя же все равно есть список книг.

Конспектируй

Понятное дело, что всю книгу не запомнишь. Но хочется оставить в памяти самые интересные и важные мысли. Для этого хорошо помогает блокнот, где и можно записать их. В любой момент, открыв его, ты можешь вспомнить главные идеи и впечатления от книги.

Чтение должно быть максимально удобным

Яркое освещение и правильная поза играют важную роль для твоего здоровья. Поэтому постарайся сделать все не только удобным для чтения, но и полезным. Если глаза прыгают от одной строчки к другой, или читаешь повторно предложение, что часто бывает, можно воспользоваться линейкой, закладкой или карандашом, чтобы следить за текстом.

Делись прочитанным

Это больше касается развивающих книг. Когда ты в течении суток после чтения делишься новой информацией с другим человеком , то  она остается у тебя в памяти. А это важно.


Мудрости тебе и приятного чтения!





Рекомендовано для чтения

Литература о войне
Алексеев О. Горячие гильзы
Повесть переносит читателя в годы Великой Отечественной войны на Псковщину. Ее герои - деревенские ребята, деятельно помогавшие партизанам в их борьбе с оккупантами. "Мальчишка из Партизанского края", - так назвал автор одиннадцатилетнего героя своей повести, который под пулеметным огнем доставил ящик с патронами на место боя.

Алексеев О. Рассказы О Великой Отечественной войне Книга посвящена бессмертному подвигу русского народа в Великой Отечественной войне. В неё вошли рассказы о героической Московской битве, великих битвах на берегах Волги, на Курской дуге, об обороне Севастополя, блокаде Ленинграда, о штурме Берлина.

Ардамаский В. Я 11-17.
Повесть «Я 11-17″ рассказывает о рискованных приключениях и славных подвигах советского воина в тылу врага во время Великой Отечественной войны

Байрамукова Х. Вечные всадники.
О маленьких джигитах до и во время войны: мальчик Солтан вырастил прекрасного коня и сберег его в лихие годы. Боли и радости девятилетнего на начало повести Солтана, пусть сначала детские, пусть где-то несерьезные, на глазах читателя вырастают вместе с мальчиком, формируют его характер, его личность.

Баруздин С. Её зовут Ёлка.
О начале Великой Отечественной войны. О наступлении немцев на восток. О повзрослевших детях войны.

Батурина А. Таежная ягода.
Сколько цветов в летней тайге! А осенью грибы да ягоды так в руки и просятся. Но не в радость Алюше самые красивые лилии - саранки, - богатые ягодники и крепкие боровики. Отец ее пропал без вести на войне а мама - военврач - тоже ушла на фронт. Вернется ли?..

Верейская С. Три девочки.

Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц - Наташи, Кати и Люси, - о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в "Соленой Католюандо", и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Воронкова Л. С
ело Городище.
Повесть о том, как ребята наравне со взрослыми отстраивали свое освобожденное село.

Воронкова Л. Девочка из города.
Эта повесть маленькой девочке – Валентинке, приблизительно 6-7 лет, у которой в результате бомбежки погибает мама и маленький братик, а дом разрушен. Она остается сиротой, Девочка идет с беженцами. В деревне ее оставляет у себя женщина Дарья Шалихина у которой уже есть трое ребятишек. В повести рассказывается как Валентинка становится «своей» в чужой семье.

Воскобойников В. Девятьсот дней мужества.
Девятьсот дней фашисты обстреливали Ленинград из пушек, бомбили с самолетов, пытались убить голодом. Как пережили ленинградцы, в том числе дети и подростки, эти страшные дни? Как сумели, несмотря на все трудности, отстоять город?

Гайдар А. Клятва Тимура.
1941 год, незадолго до начала войны. К Ольге и Жене на дачу приезжает отец. Женя пообещала отцу позвать Тимура, но начавшаяся война помешала её планам, и полковник уезжает на фронт. Тимур делит обязанности команды: Гейке поручает управлять всем посёлком, Квакину — заняться лесом и полем, а шайке Фигуры заниматься ночной охраной поселка. Штаб Ольга поручила Тимуру перенести на террасу. Вскоре Женя узнает о гибели отца на войне. Ей дарят патефон, и в это время Тимур находит среди пластинок ту, на которой записан голос полковника Александрова и даёт клятву Жене и обещает научить ее этой клятве.

Глебов А. Мальчишки из Бубенок.
Детство главных героев повести Пети Горохова и его друга Сеньки пришлось на годы Великой Отечественной войны. Отцы их ушли на войну, а зимой деревню Бубенки заняли фашисты. Тяжело было видеть, как жестоко расправляются немцы с мирным населением, жгут дворы, клубную мебель, отбирают еду, одежду. Поначалу ребята пытались сами мстить фашистам. Но что они могли? Позже они узнали, что в лесу есть партизаны и решили им помогать. Однажды они получили от партизан важное задание…
Ильина Е. Четвёртая высота.
Эта повесть о героине Великой Отечественной войны Гуле Королёвой, о её детстве, школьных годах, о том, как она побывала в Артеке, как снималась в фильмах, о её юности и трагической гибели на фронте.

 Кассиль Л. У классной доски.
Это рассказ об учительнице Ксении Андреевне и её учениках, которые
помогали партизанам.

Кассиль Л. Держись, капитан!.
В Москве, в Русаковской больнице, где находятся дети, изувеченные фашистами, лежит Гриша Филатов. Ему четырнадцать лет. Мать у него колхозница, отец на фронте. Когда немцы ворвались в село Лутохино, ребята попрятались. Но вскоре хватились, что Гриши Филатова нигде нет.
Его нашли потом красноармейцы в чужой избе, недалеко от дома, где жил председатель сельсовета Суханов. Никто не понимал, каким образом он попал к немцам. Ведь сперва и он ушел со всеми в лесок за прудом. Что же заставило его вернуться?

Катаев В. Сын полка.
Повесть о мальчике, осиротевшем  в годы  Великой Отечественной  войны и
ставшем сыном полка.

Осеева В. Кочерыжка.
О малыше по прозвищу Кочерыжка: солдат Василий Воронов нашел двухлетнего мальчика на поле боя и отослал его к своей семье.

Отцовская куртка.
Двенадцатилетний Ленька провожает отца на фронт и, хоть и не сразу, но находит в тылу свое, настоящее дело.

Пантелеев А. На ялике.

Рассказ о юных защитниках Ленинграда.

Прокша Л. Мальчик в больших башмаках.
Повесть белорусского писателя о Великой Отечественной войне.

Пришвин М. Прекрасная мама.
Повесть о ленинградских детях.

Рысс Е. Девочка ищет отца.
В этой повести рассказывается о маленькой дочке знаменитого советского генерала, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на земле, оккупированной гитлеровцами. Подробности похождений Лены Рогачевой выдуманы, и все-таки в основе этой повести лежит правда. Рискуя жизнью, спасали советские люди жен, родителей и детей солдат и офицеров, сражавшихся с гитлеровцами.
Салют, пионерия!
Книга посвящена тем ребятам, которые за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, удостоены самой высокой награды Родины - звания Героя Советского Союза.

Сафонов В. Землянка.
Повесть об одном дне из жизни семьи будущего космонавта Юрия Гагарина во время Великой Отечественной войны.
Фашисты выселили из избы большую семью. Пришлось рыть землянку и жить в ней. Но люди не покорились врагам. Не захотел работать на мельнице отец. Ушел к партизанам старший сын Валентин. Даже младшие дети Юрка и Борька пытались сжечь немецкую машину...

Семяновский Ф. Повесть о фронтовом детстве.

Повесть о десятилетнем сироте, которого в годы Великой Отечественной войны приютили разведчики одного из полков Советской Армии. Как мечтал Федя хоть раз сходить в разведку! Командир говорил ему: "Рано еще, брат, тебе. Подрасти". И приходилось Феде сидеть в тылу, дожидаться, пока другие разведчики вернуться с задания. Но однажды мальчик не выдержал: "Хватит в тепле отсиживаться. Я тоже пойду за "языком"…

Суслов В. 50 рассказов о блокаде.
Небольшие рассказы автора о своем детстве в блокадном Ленинграде.

Уварова Л. Дом в переулке.
В годы Великой Отечественной войны в Москве оставалось много детей, которые наравне со взрослыми по мере сил старались помочь фронту, бойцам. Об одной такой девочке рассказывается в этой книжке.

Чернышев В. Деревянный меч.
Военное детство не забывается. Автор рассказывает о своем детстве, которое пришлось на Великую Отечественную войну. Из книги вы узнаете, как жили его товарищи-сверстники во время войны, а также после ее окончания. Сравните свое детство и детство тех ребят, которые прошли через это страшное испытание под названием «война».

Шаповалов В. Старый букварь.
Посёлок оказался в зоне, оккупированной врагом, но люди живут под защитой партизан, дети продолжают учиться. 

Шукшин В. Далекие зимние вечера.

Рассказ о жизни детей в сибирской деревне в годы войны.

Яковлев Ю. Д
евочки с Васильевского острова.
"Умерли все. Осталась одна Таня", - писала в своем дневнике маленькая девочка Таня Савичева в Ленинграде, во время блокады, в 1942 году. Таня не стреляла в фашистов. Она просто жила в родном городе в самое трудное время, как и многие ленинградцы. И в этом - их подвиг.

В честь дня рождения финской писательницы Туве Янссон редакция портала "Российское образование" подготовила серию материалов, посвященных ее творчеству. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с некоторыми фактами из биографии легендарной мамы муми-троллей.



Мудрости муми-троллей

1 фото

Фото: alldayplus.ru










Редакция портала "Российское образование" подготовила серию материалов, посвященных творчеству Туве Янссон. Сегодня предлагаем вам самые яркие цитаты обитателей муми-дола.
Никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться.
Мы должны держать глаза открытыми и видеть, когда стоим на распутье, ведь столько дорог на нашем пути: тропинки, боковые дорожки, разные возможности.
Новое время года приходит внезапно, одним скачком! Вмиг все меняется, и тому, кому пора уезжать, нельзя терять ни минуты.
Иногда ужасно тяжело быть самим собой.
Быть коллекционером гораздо веселее, чем быть владельцем.
В большинстве случаев конец – это начало!
Те, кто вас любят, никогда не обратят внимания на вашу неуклюжесть.
Иногда тайна намного удобней, чем знание ответов на вопросы.
Я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, все что угодно – в самой глубине души автопортрет.
Как жаль, что все самое интересное кончается тогда, когда его перестаешь бояться и когда тебе, наоборот, уже становится весело.
Смотреть на вещи – одно, а держать их в руках, знать, что они твои собственные, – совсем другое.
По правде сказать, я никогда не верил компасам. Тем, кто чувствуют правильный путь, они только мешают.
Даже самые грустные вещи перестают быть самыми грустными, если относиться к ним правильно.
Мы любим сюрпризы, но предпочитаем устраивать их сами.
Каждый человек должен совершить свои ошибки.
В обыденной жизни от гениев – одни неприятности.
Днем лишь прогуливаются, но путешествуют ночью.
Вам нужны друзья, а не вещи, чтобы иметь дом.
Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно немедленно принимать решение и не ждать, пока это настроение пройдет.
Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми.
Каждый, вне зависимости от того, мал он или нет, имеет право иногда сердиться.
Просто это очень опасно - говорить кому-то о своих самых сокровенных мечтах.
Не стоит волноваться. В мире нет ничего страшнее нас самих.
Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен.
Никогда не крась вещи только потому, что у тебя осталась краска.
Зимы всегда довольно тяжелые. Но, тем не менее, снег – это волшебство.
Какая жалость, если Земля расколется! Она такая хорошая.


Комментариев нет:

Отправить комментарий