Узелки на память

Здравствуйте! 

На этой странице вы сможете найти правила, алгоритмы действий, памятки 
по русскому языку.

Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросычто делать? что сделать?[1].


       
 Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.  
При спряжении изменяются окончания глаголов. 
 

        Глаголы I спряжения имеют окончания:  
            -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

        Глаголы II спряжения имеют окончания:  
            -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

        Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.    


спряжение глаголов  

         
Спряжение глаголов определяется двумя способами:  

  – по личному окончанию, если оно ударное:  

      петь – поёшь, поёт, поют (I спр.);   сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);  

      лежать – лежишь, лежит (II спр.);   греметь – гремишь, гремит (II спр.);  

  – если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется  
      по суффиксу неопределённой формы.    


        Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:  

  1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет гулять);  
  2) определить, какая гласная стоит перед -ть.  

Ко II спряжению относятся:  
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);  
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;  
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.  
Например:     задышать, присмотреть, перегнать.    

К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:  

                      греть,   тянуть,   таять.    

        Примечание.  
          По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:  

          жить – живёшь, живут (I спр.);     шуметь – шумишь, шумят (II спр.).   


 






Картинки по запросу таблица падежей с предлогами и вспомогательными словами

Картинки по запросу несклоняемые существительные презентация 4 класс

Похожее изображение


Картинки по запросу лексическое значение слова


Похожее изображение

Похожее изображение

Картинки по запросу лексическое значение слова
Картинки по запросу переносное значение слова
Картинки по запросу синонимы

Картинки по запросу антонимы

Картинки по запросу омонимы

Похожее изображение

Более подробно по ссылке

Похожее изображение

Похожее изображение
Похожее изображение
Картинки по запросу порядок разбора имени прилагательного как часть речи






Картинки по запросу падежи в русском


Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками





Похожее изображение


Картинки по запросу имя существительное


Похожее изображение




Какие бывают суффиксы?

Картинки по запросу суффиксы и приставки в слове

Картинки по запросу суффиксы и приставки в слове

Как проверить написание суффиксов 

-ик-.  -ек-








           Картинки по запросу 9 правил орфографии 3 класс

Памятки по русскому языку





Картинки по запросу члены предложения

Похожее изображение

Похожее изображение


Картинки по запросу члены предложения


Картинки по запросу что такое части речиЧАСТИ РЕЧИ

Группы слов, имеющие общее значение (предмет, признак предмета, действие предмета), отвечают на общие вопросы и имеют одинаковые признаки называются части речи.
Картинки по запросу предлог как часть речи

Предлог - служебная часть речи,
которая служит для связи слов 
в предложении
Похожее изображение 
Картинки по запросу предлог как часть речи


Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?








Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?







Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ 

ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Картинки по запросу что такое части речи


НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ 

ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ



Картинки по запросу дерево с однокоренными словами 3 класс

Картинки по запросу дерево с однокоренными словами 3 класс

Картинки по запросу однокоренные слова

Похожее изображение

Картинки по запросу однокоренные слова




Картинки по запросу синонимы

Картинки по запросу синонимы

Картинки по запросу синонимы



Картинки по запросу однозначные слова

Картинки по запросу однозначные слова














Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно

В словах вкусный, интересный.



Картинки по запросу парные глухие и звонкие согласные презентации
Картинки по запросу парные глухие и звонкие согласные презентации
Похожее изображение

Похожее изображение

Картинки по запросу парные глухие и звонкие согласные презентации

Картинки по запросу безударные гласные в корне слова 2 класс карточки
Картинки по запросу безударные гласные в корне слова 2 класс карточки

Похожее изображение

Картинки по запросу безударные гласные в корне слова 2 класс карточки



Готовимся к ВПР
2 класс, русский язык

Речь, звуки

 1) Речь.
       С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.
Устная речь- это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.
Письменная речь- это речь написанная. Для письма используют буквы.
 2) Звуки.
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.
Звуки бывают гласные и согласные.
При произношении гласных звуков  воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
При произношении согласных звуков  воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся  с шумом и голосом или только шумом.  
а  о  у  ы  э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.
я ё  ю  и  е -  обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.

н  м  л  р  й' -     непарные звонкие согласные
х  ц  ч'  щ'    -    непарные глухие  согласные

б   в   г  д   ж  з – парные  звонкие согласные
п  ф  к  т  ш  с -  парные глухие согласные  

ч'  щ'  -      всегда мягкие шипящие согласные  и   й'
ж  ш  ц –   всегда твёрдые шипящие согласные  
ь – показатель мягкости согласных. 
Напримерписьмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и  твёрдый знак.

 3) «Волшебные  буквы - е  ё  ю я ».
Гласные буквы  е  ё  ю  я  называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.
Один звук  обозначают, когда стоят после согласных.
Например:  
                    мячик –мяик -2сл.                        люди – лю–ди -2сл.,   
                     м-[м']согл.,зв.,мягк.,непарн.      л-[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.
                     я- [а]глас.,уд.                               ю-[у]глас.,уд.
                     ч-[ч']согл.,гл.,мягк.,непарн.         д-[д']согл.,зв.,мягк.,парн.
                     и-[и]глас.,безуд.                          и-[и]глас.,безуд.
                     к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.                4б.4з.
                    5б.5з.

                    клён – 1 сл.                река – ре – ка – 2сл.
                    к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.                 р- [р']согл.,зв.,мягк.,непарн. 
                    л-[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.       е-[и]глас.,безуд.
                    ё-[о]глас.,уд.                               к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.
                    н-[н]согл.,зв.,тв.,непарн.           а-[а]глас.,уд.
                   4б.4з.                                               4б.4з.

 Два звука  обозначают, когда стоят:
 1. в начале слова

   
                          







































































Список орфограмм    по материалам сайта  Русский язык без проблем 

Список орфограмм, изучаемых в начальной школе


1. Безударные проверяемые гласные в корнеЧтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.
2. Непроверяемые гласные и согласныеПроверяются в  словарном порядке
3. Проверяемые согласные в корне словаЧтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
4. Непроизносимые согласные в корне словаЧтобы проверить правописание непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
5. Буквы И, У, А после шипящихПосле шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.
6. Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак ЬРазделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными  Е, Ё, Ю, Я: подъемРазделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э: контрагент.Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.: перья
7. Раздельное написание предлогов с другими словамиПредлоги с другими частями речи пишутся раздельно.Не путать:  предлоги и их сочетания с другими ЧР, например: вследствие – в следствии
8. Употребление Ь на конце существительных после шипящихНа конце после шипящих в существительных 3 склонения пишется Ь.Ь не пишется в конце существительных мужского рода: мяч, нож;в форме Р.п. мн. ч. сущ. с основой на шипящий: дач, зрелищ
9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласныхДля обозначения мягкости согласного Ь пишется:1)на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день;2)в середине слова после мягкого согласного [л’]: больница, стекольщик;3)после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: письмо, седьмой;4)между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму)Ь не пишется:1) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: кочка, срочный;
2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость;
3) между двумя мягкими [л’]: аллея, иллюзия, иллюстрация.
10. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.  Для них характерно традиционное написание.
11. Буквы З и С на конце приставокВ приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими — С. Приставки З- в русском языке нет.
12. Буквы О и А в корне -лаг- – -лож-В корнях -лаг-/-лож- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.
13. Буквы О и А в корне -раст- – -рос-В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А, а перед С — О .Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.
14. Буквы Ё и О после шипящих в корне словаЕсли в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.Исключения: крыжовник, жом, жор, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон, шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, жолкнуть, ожог (сущ.) руки, поджог (сущ.) дома.Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм.
15. Буквы И и Ы после ЦПосле Ц в корне пишется И .
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.
16. Большая буква и кавычки в собственных наименованияхС большой буквы пишутся:- имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы, названия божеств и мифологических существ, действующих лиц, клички домашних животных;- названия государств, неофициальные названия: Королевство Бельгия, Галичина, Забужье;- названия высших государственных, правительственных и международных организаций и должностей: Совет Безопасности, Президент США;- географические и астрономические названия (кроме родовых понятий): комета Галлея, Кривой Рог;С большой буквы пишется только первое слово:- в названиях государственных, партийных, общественных, профсоюзных учреждений: Хельсинкский союз.
— в названиях краев, областей, районов: Хабаровский край;
— в названиях исторических эпох, событий, знаменательных дат, религиозных праздников: Римская империя;
— в названиях памятников архитектуры, храмов, крепостей: Киево-Печерская лавра, Старая крепость;
— в названиях орденов, наград, состоящие из нескольких слов (кроме родовых): орден Дружбы народов;
Если такое название берется в кавычки, то тоже с большой буквы пишется только первое слово и собственное имя, входящий в состав названия: медаль «За боевые заслуги».
Со строчной буквы пишутся:
— слова, образованные от собственных личных имен, фамилий или названий других, принятых в общем смысле: донжуан рентген (название аппарата);
— собственные имена в форме множественного числа в подчеркнуто негативном плане: гитлеры, иуды
17. Буквы Е и И в падежных окончаниях существительныхОкончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий,-ие, -ия и -мя).
Окончание -И (-Ы) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения, а также у существительных на -ий, -ие, -ия и -мя в родительном, дательном и предложном падежах.У существительных среднего рода на -ье в предложном падеже пишется окончание -е: на взморье, в Приазовье, в Приамурье, об ожерелье, о счастье, в подполье, в волненье (но: в волнении).
Исключение: в забытьи
18. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательныхПосле шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения — Е.В окончаниях существительных и прилагательных после Ц пишется буква Ы.
19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательныхЭто окончание можно проверить окончанием вопросительного слова.В соответствии с общим правилом, написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: крáсного, си’него, ры’жего (молодóго, большóго и моегó, самогó
20. Краткие прилагательные с основой на шипящуюУ кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не пишется: утюг (каков?) горяч
21. Не с глаголамиС глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) не пишется раздельно: не был, не брать, не зная.Не с глаголами пиши слитно, если глагол без не не употребляется: ненавижу; в глаголах с приставкой недо-: недосмотреть
22. Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числаНа конце глагола в неопределённой форме после шипящих пишется Ь, он сохраняется и перед -ся, например: стричь, стричься.Ь пишется в форме 2 лица ед. ч. глаголов в наст. и буд. времени: несёшь, бросишь
23. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголахБуква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает  на вопросы     что делать?     что сделать?  Перед -ся и -сь мягкий знак сохраняется.Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы  что делает?     что сделает?
24. Буквы Е и И в корнях с чередованиемВ корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е .
Исключение: сочетание.
25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и П спряженияУ глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения — И, А, Я.
Примечание. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы
26. Буквы О и А в корне -кос- – -кас-В корнях -кас-/-кос- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.
27. Буквы О и А в корне -гор- – гар-В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О .
Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.
28. Буквы Ы и И после приставокПосле приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
После приставок сверх-, меж- сохраняется И.Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-
29. Гласные в приставках пре- и при-Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.
30. Соединительные гласные О и Е в сложных словахВ сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О,а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е



09.09.2016 г.

народ, 
город, 
деревня, 
улица,
учебник, 
тетрадь
капуста, 
морковь
горох, 
топор

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 1 класс


 1.
2.
Россия                                                                    
девочка
русский
ребята
учитель
фамилия
ученик
собака
Москва
корова
столица
язык


3.
4.
берёза
воробей
ворона
портфель
сорока
тетрадь
карандаш
мальчик
пенал
молоко
класс
ветер

до _свидания





Пройти тест "Словарные слова (1-2 классы) ЗДЕСЬ 





Правила слогоделения, деления слов на части и для переноса вы можете найти 

по ссылке

Памятки
Памятка «Как научиться правильно списывать слово»

1. Прочитай слово по слогам – так, как оно пишется
2. Спиши слово, диктуя себе по слогам
3. Проверь себя: читай слово в тетради, а затем в учебнике

Памятка «Как научиться правильно списывать предложение»

1. Прочитай предложение. Выясни значение непонятных тебе слов (спроси у учителя или
посмотри в толковом словаре)
2. Прочитай предложение еще раз. Выдели в нем трудные для написания слова и
проговори их по слогам. Постарайся запомнить написание этих слов
3. Повтори каждое слово предложения так, как будешь писать
4. спиши предложение, диктуя себе по слогам каждое слово
5. Проверь себя: читай слово в тетради, затем в учебнике

Памятка «Как научиться правильно списывать текст»

1. Внимательно прочитай текст. Подумай, о чем в нем говорится. Выясни значение
непонятных тебе слов (спроси у учителя или посмотри в толковом словаре)
2. Прочитай каждое слово в тексте. Найди в словах буквы, написание которых надо
проверить или запомнить
3. Спиши текст частями или целыми предложениями. Диктуй себе, четко
проговаривая каждый слог
4. Проверь себя: читай слово в тетради, а затем в учебнике 

Таблицы




РЕПЕТИТОР НА ДОМУ (русский язык)

Презентации

Звуки и буквы.

Учимся писать буквы (Илюхина).















































































































































Скачать
тренажёр
звуковой анализ слова
тренажер звуковой анализ.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point [5.5 MB]
Скачать
Скачать
Волшебные цепочки
Научить ребёнка буквам, чтению легче через игру. "Волшебные цепочки" - забавная дидактическая игра для дошколят и первоклассников. В презентации настроены триггеры: неверно выбранная буква исчезает, а верно выбранная, перемещается в клеточку, образуя слово.
волшебные цепочки.pptx
Презентация Microsoft Power Point [2.6 MB]
Скачать
Скачать
Веселый язычок
Гимнастика нужна не только телу, но и язычку. Эа презентация поможет сделать это занятие увлекательным.
Весёлый язычок (артикуляционная гимнасти
Презентация Microsoft Power Point [8.9 MB]
Скачать
Скачать
Пальчиковая гимнастика
А эта гимнастика поможет весело тренировать пальчики. Вы можете ее даже усовершенствовать!
Презентация1.pptx
Презентация Microsoft Power Point [1.2 MB]
Скачать

Скачать
Веселые способы развить навык слушать и
Microsoft Word документ [42.0 KB]
Скачать

Игры, тренажеры

Собери из кубиков слова

Слоги, ударение в словах


Ребята, расставьте ударение в словах.



Посчитайте количество слогов в словах



Желаю удачи!




Комментариев нет:

Отправить комментарий